opr-crimea@mail.ru   +7 (978) 846-50-46

Никогда не сдавайся!
Объединение Потребителей России в Республике Крым
Защита социальных и экономических
Защита правовых и юридических
Защита общих интересов участников и общественности.

Суды трех инстанций поддержали позицию ОПР в Республике Крым в споре с Крымским УФАС России.


ОПР в Республике Крым проводит общественный контроль в сфере госзакупок продуктов питания и услуги по организации питания.

С 01.01.2022 года вступило в силу Постановление Правительства РФ №2604, которое устанавливает правила оценки заявок, критерии оценки, среди которых – индекс деловой репутации.
При этом индекс деловой репутации должен подтверждаться сертификатом, выданным в соответствии с действующим национальным стандартом (ГОСТ) применительно к виду деятельности, который осуществляет участник.

Работы по сертификации проводятся органом по сертификации, который должен быть аккредитован с внесением сведений в реестр аккредитованных лиц https://pub.fsa.gov.ru/ral
Учитывая, наличие в сети Интернет множества предложений получения сертификатов на любой вид деятельности за 1 день, 3 часа и т.п., ОПР в Республике Крым направлены запросы в уполномоченные органы о порядке проведения работ в этой сфере.

Получены ответы Ростандарта, ФГБУ «РСТ», Технического комитета «оценка опыта и деловой репутации» ТК 066, согласно которым в настоящее время существует 8 ГОСТов по которым можно оценить деловую репутацию в сфере охранных услуг, перевозки грузов, строительства, пожарной безопасности, инженерных изысканий и др.
Национальный стандарт по оценке опыта и деловой репутации предприятий в сфере поставок продуктов питания и оказания услуг по организации питания отсутствует. Следовательно, и оценка опыта и деловой репутации таких предприятий не может проводиться. Информация об этом направлена в адрес заказчиков.

Вместе с тем, в ходе общественного контроля установлено, что в ряде случаев заказчиками при закупках продуктов питания и услуги питания применялся показатель оценки – наличие индекса деловой репутации. По данному показателю участниками представлены так называемые «сертификаты», выданные по «общему» ГОСТу, который не может применяться для данных целей.

Более того, возможность представления таких «сертификатов» неоднократно подтверждалась решениями Крымского УФАС России.
ОПР в Республике Крым обратилось в суд с иском о признании незаконным решения Крымского УФАС России от 14.04.2022 года по делу No082/06/99-391/2022 в части признания необоснованным довода заявителя об установлении неправомерного порядка оценки заявок по показателю
«Наличие у участников закупки деловой репутации».
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 10 октября 2022 года требования ОПР в Республике Крым удовлетворены. 21 Арбитражный апелляционный суд Постановлением от 24 января 2023 года оставил решение суда первой инстанции без изменения,а жалобу Крымского УФАС России без удовлетворения.

Не согласившись с указанными судебными актами Крымское УФАС России обратись с кассационной жалобой в Арбитражный суд Центрального округа.
Постановлением суда кассационной инстанции от 18.05.2023 года жалоба Крымского УФАС России оставлена без удовлетворения, а решения судов первой и апелляционной инстанции без изменения.

Как отметили судебные органы: "выводы Крымского УФАС России о возможности применения ГОСТ Р 66.01-2017 для оценки опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности и возможности представления участником закупки сертификата соответствия, выданного в соответствии с ГОСТ Р 66.0.01-2017 основаны на неверном толковании норм действующего законодательства. «Общий» ГОСТ Р 66.0.01-2017 является базовым для разработки соответствующих национальных стандартов и для оценки опыта и деловой репутации не может быть использован".

Напоминаем заказчикам, что для проведения работ по оценке опыта и деловой репутации по какому-либо виду экономической деятельности необходимо наличие соответствующего национального стандарта, устанавливающего специальные требования, модель и критерии оценки деловой репутации. В соответствии с письмом Министерства финансов РФ от 24.08.2022 года No24-06-06//82608 применение заказчиком показателя оценки «наличие у участников закупки деловой репутации» возможно в случае осуществления закупки, предмет контракта которой относится к виду деятельности, имеющему соответствующий национальный стандарт в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности.
Сертификаты о присвоении индекса деловой репутации могут выдаваться только органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке. Предоставление участником закупки недостоверных сведений в составе заявки является безусловным основанием отстранения такой организации от участия в закупке.


Ссылка на материалы дела.