opr-crimea@mail.ru   +7 (978) 846-50-46

Никогда не сдавайся!
Объединение Потребителей России в Республике Крым
Защита социальных и экономических
Защита правовых и юридических
Защита общих интересов участников и общественности.

Результаты мероприятий общественного контроля в сфере обеспечения питанием и закупки продуктов бюджетными учреждениями Республики Крым рассмотрены в Общественной палате Крыма.


29 апреля в здании Государственного Совета Республики Крым состоялось заседание Совета Общественной палаты Республики Крым.
В рамках заседания рассмотрен вопрос о деятельности общественной палаты Республики Крым по осуществлению мероприятий общественного контроля в сфере обеспечения питанием и закупки продуктов в учреждениях образования, дошкольного воспитания, здравоохранения и социального обеспечения Республики Крым.

В заседании приняли участие Министр здравоохранения Республики Крым Александр Остапенко, первый заместитель министра образования, науки и молодежи Республики Крым Валентина Бойко,  зав. отдел контроля за предоставлением услугв стационарной форме Министерства труда и социальной защиты Республики Крым Ольга Чинилова, начальник службы финансового надзора Республики Крым Антон Кальков, первый заместитель министра внутренней политики, информации и связи  Сергей Двуреченский, заместитель председателя Комитета по противодействию коррупции Республики Крым Сергей Смольников, заместитель министра сельского хозяйства Алиме Зарединова,начальник Управления анализа и перспективного развития Министерства промышленной политики Республики Крым, аудитор Счетной палаты Республики Крым Ирина Мартынюк, заместитель начальника управления образования администрации г. Симферополя Ирина Молочковская, руководитель по экономическим вопросам ООО «ДК Мегатрейд-юг» (Сакский молочный завод) Дмитрий Цыганков, советник генерального директора АО «Крымхлеб» Владимир Анюхин.

В ходе заседания с докладом  о проведенных мероприятиях общественного контроля выступил член Общественной палаты РК, председатель ОПР в Республике Крым Олег Егоров: 


«Уважаемые участники заседания! С 2016 года  проводится общественный контроль за соблюдением требований законодательства при проведении закупок  и исполнении контрактов на поставку пищевой продукции или оказание услуг по организации питания в бюджетных учреждениях Республики Крым.
На постоянной основе проходит информирование всех государственных и муниципальных заказчиков о выявляемых  фактах фальсификации и иного несоответствия продукции, с целью недопущения приемки указанной продукции бюджетными учреждениями, консультирование заказчиков с учетом правоприменительной практики о требованиях к закупке, приемке пищевой продукции. 
В случае установления фактов фальсификации или иного несоответствия пищевой продукции – предоставляется правовая и методическая помощь заказчикам при расторжении контрактов в одностороннем  порядке, в т.ч. представляем интересы заказчика в ФАС, Арбитражном суде РК. 
В результате взаимодействия с заказчиками, с контрольно-надзорными органами, комиссией по противодействию незаконному обороту промышленной продукции:
- 9 поставщиков пищевой продукции в бюджетные учреждения РК внесены в РНП (на исполнении имели контракты на общую сумму  340 млн рублей);
- достигнуто снижение уровня фальсифицированной, в частности молочной продукции, (в образовательных организациях с 20% - на конец 2018 года до 2%), в результате чего повышена доля продукции крымских
производителей в сегменте поставок в бюджетные учреждения.
Результаты проведенной работы по итогам 2018 и соответственно 2020 года представлены Главе Республики Крым в рамках заседания Комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.
Учитывая достигнутые показатели, в соответствии с Протоколом №7 от 25.12.2020 года предусмотрено обеспечение Министерствами и главами муниципальных образований взаимодействия подведомственных государственных и муниципальных заказчиков РК с ОПР в РК при осуществлении закупок и исполнении контрактов на поставку пищевой продукции, оказание услуг по организации питания.
Также п. 5 Протокола №7 рекомендовано государственными муниципальным заказчикам РК с целью минимизации рисков приобретения фальсифицированной и иной, не соответствующей предъявляемым законом требованиям  пищевой продукции, услуги по организации питания, а также с целью поддержки добросовестных крымских производителей товаров и услуг:
- проводить конкурсы на поставку пищевой продукции и услуги по организации питания;
- при проведении конкурсов на поставку пищевой продукции и (или) услуги по организации питания устанавливать неценовой критерий оценки заявок «деловая репутация», подтверждением которой являются документы о победе в программах (конкурсах), положением о которых предусмотрено установление соответствия производимой и реализуемой продукции и/или услуги по организации питания требованиям, предъявляемым в соответствии с действующим законодательством.
Указанная информация доведена до сведения государственных и муниципальных заказчиков Республики Крым для использования при осуществлении закупок (письма от 22.01.2021 года №12-01/21, 13-01/21,14-01/21).
Выполнение рекомендаций Протокола №7 позволило заказчикам, среди которых образовательные, лечебные организации, учреждения социальной сферы, эффективно провести закупки и не допустить нарушений при
исполнении контрактов.
Однако по результатам общественного контроля,установлено, что в ряде случаев заказчиками проигнорированы рекомендации Протокола №7 от 25.12.2020 года,утверждённого Главой РК.
Электронные аукционы заказчики как проводили, так  продолжают проводить.
Хочу отметить,что мы не против самой процедуры электронного аукциона: просто, быстро, удобно как для заказчика, так и для участника. Но для приобретения продуктов питания и услуги питания на сегодняшний день она малоэффективна и нерезультативна.Не спроста закупка продуктов питания и услуги питания не включена Распоряжением Правительства №471-Р в перечень случаев, когда заказчик обязан проводить электронный аукцион. Один единственный критерий аукциона – цена, кто дал цену меньше, тот и победил. К сожалению,не перевелись еще недобросовестные поставщики, которые участвуют в аукционах. В итоге мы имеем демпинг свыше 60%, привлечение заказчиков к ответственности Службой финансового надзора за несоблюдение антидемпинговых мер и естественно, поставку фальсификата и другой некачественной продукции.
Так какая же это экономия, когда государство выделяет денежные средства для приобретения ГОСТовской качественной продукции, а вместо этого приобретается суррогат,который к тому же причиняет вред здоровью наших граждан?
 
ГБУЗ РК РКБ им. Семашко  (масло 269,42 р./кг ), закупка кисломолочной продукции – снижение 32%
ГБУЗ РК Крымский республиканский онкологическийдиспансер им. В.М.Ефетова (масло 298,20р./кг)     
ГБУЗ РК Крымский республиканский клинический госпитальветеранов войн (масло 272,50 р./кг)        
ГБУ РК «Белогорский дом-интернат для детей инвалидов» (масло 244,80 р.,  молоко 45 р./л)      
ГБУ РК «Белогорский психоневрологический интернат» (масло 262,60 р./кг)
ГБУ РК «Керченский психоневрологический интернат» (масло 276,06).
 
Объединенный аукцион на поставку молока в детские садг. Керчи – закупку провело МКУ «Централизованная бухгалтерия №2» управления
образования г. Керчь (стоимость молока – 39,38 руб./л.);
ГБПОУ РК «Ливадийская санаторная школа-интернат» (масло 303 р./кг)
ГБПОУ РК «Романовский колледж индустрии гостеприимства» (масло339,50 р./кг, сыр 330 р./кг.).

Осуществляется поставка продукции:
Масло сливочное,творог, сметана производство ИП Аксентов Михаил Юрьевич (РФ, Ростовская обл.)
Молоко 2,5%,Кефир производство ООО «Пятигорский молочный комбинат» (Российская Федерация,Ставропольский край, г. Пятигорск)
Сыр  производство ООО «Брасовские сыры» (РФ,Брянская обл.)
Молоко производство ОАО «Маслосырзавод «Славянский» (РФ, Краснодарский край, г.Славянск-на-Кубани,
Молоко производство ООО «Южный молочный завод» (РФ, Краснодарский край, Кавказский район, г.Кропоткин)
В отношении указанной продукции неоднократно установлены факты фальсификации, наличия лекарственных препаратов или иного несоответствия, систематически осуществляется отзыв деклараций о соответствии,
производители привлекаются к ответственности за выпуск продукции, опасной для здоровья и жизни граждан.

Аукционы на услугу питания:
ГБУЗ РК«Симферопольская клиническая больница».
Стоимость питания (завтрак, обед, полдник и ужин) с доставкой НМЦК  328,00 рубля, по результатам аукциона - 157,44 рублей.                  
ГБУЗ РК «ЦГБг. Красноперекопск» № 0175200000421000015 (снижение стоимости питания по результатам проведения электронного аукциона)
ГБУЗ РК"Симферопольская центральная районная клиническая больница"  -стоимость питания (завтрак, обед, полдник и ужин) НМЦК - 240,00 р. По результатам аукциона- 153,60 рублей на 1 пациента.
 
Также вызывает сомнения качество оказываемой услуги питания в ГБУЗ РК  «Республиканская детская инфекционнаяклиническая больница»
ООО «Русский пир» (Калининград) является  исполнителем услуг по организации питания в ГБУЗ РК «Республиканская детская инфекционная клиническая больница» согласно государственному контракту № К0221 от 26.01.2021 года.
По условиям Контракта Исполнитель обязан организовать лечебное питание пациентов. Исполнитель обязан осуществлять приготовление питания из продуктов, отвечающих ГОСТ. На продукты иметь сертификаты соответствия, удостоверения качества, ветеринарные свидетельства.
При этом согласно полученной по запросу информации Южного межрегионального управления Россельхознадзора ООО «Русский пир» не имеет на территории Республики Крым и г. Севастополя поднадзорных объектов,зарегистрированных во ФГИС «Меркурий» для ведения хозяйственной деятельности.
Согласно п.3.4.1  договора о совместной деятельности от 25.01.2021 года между ООО «Русский пир» (Товарищ 1) и ООО «Таврида-кейтеринг» (Товарищ 2) , Товарищ 2 обязан оказывать услуги в полном объеме и в сроки,установленные условиями контракта №К0221.
Таким образом, ООО Таврида кейтеринг» - посредник, не подтвердивший в ходе закупки необходимый уровень квалификации для оказания услуг по организации питания в лечебном учреждении (в соответствии с требованиями Постановления №99) привлекается не для выполнения отдельных поручений, а фактически в полном объеме исполняет услуги по Контракту №К0221, в т.ч. приобретает пищевую продукцию.
Согласно сведениям системы Меркурий ООО «Таврида-кейтеринг» принимает участие в обороте продукции, в отношении которой неоднократно установлены факты фальсификации, наличия лекарственных препаратов или иного несоответствия продукции предъявляемым требованиям: сыр «Российский», производство ООО «Брасовские сыры»(Брянская обл.), молоко производство ООО «Южный молочный завод» (Краснодарский
край), масло ИП Аксентов М.Ю. (Ростовская обл.), а также молокосодержащих продуктов с заменителем молочного жира.

II. Также входе общественного контроля  установлено,что заказчиками при проведении конкурсов на поставку продуктов питания установлены такие условия и критерии оценки, которые исключают участие в закупке производителей или предоставляют непреодолимое преимущество поставщикам-посредникам;
- действия заказчиков привели к заключению контрактов по необоснованно высокой цене, чем нарушен предусмотренный ст. 34 Бюджетного кодекса РФ принцип эффективности использования бюджетных средств и не достигнуты установленные Законом 44-ФЗ цели повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров,
работ, услуг.
 
Государственными и муниципальными заказчиками:
Установлены критерии оценки заявок:  деловая репутация (наличие положительных отзывов по договорам поставки продуктов питания, в т.ч. не сопоставимых предмету закупки) и опыт участника по успешной поставке товара сопоставимого характера (принимаются договоры на поставку любых продуктов питания). Установленный порядок оценки заявок ставит в преимущественное положение поставщиков-посредников (поставляющих большое количество наименований пищевой продукции по контрактам не сопоставимого характера: овощи, бакалея,консервы, чай и др.) перед заводами-изготовителями пищевой продукции, которые осуществляют свою деятельность в рамках определённого товарного рынка.
ОПР в Республике Крым направлены письма заказчикам о внесении изменений в конкурсные документации по закупка молочной продукции с учетом Протокола №7 от 25.12.2020 года.
Изменения не внесены.
Получены ответы, цитирую: «решения принятые на заседании Комиссии по противодействию незаконномуобороту промышленной продукции при Главе РК носят рекомендательный характер, а внесение изменений в документацию потребует дополнительных финансовых затрат, что не соответствует принципам эффективного расходования бюджетных средств».
 
1)  Образовательные организации Евпатория (7 учреждений):
Молоко: победителем  предложена цена выше на 2 058 733,37 р., чем заводом-производитель.
Творог:  победителем  предложена цена выше на  1 199 338,5р.
 
2) ГБУЗ РК «Санаторий длядетей и детей с родителями «Орленок».
Хлеб:  891 307,40  - победитель
АО "Крымхлеб" -  607 800,00 (разница - 283 507,40 рублей)
 
3)  ГБУ РК«Клинический санаторий для детей и детей с родителями  «Здравница»
Молочная продукция: победителем  предложена цена выше на 1 425 053,72 р.., чем заводом-производитель.
По закупкам:
№ 0375200011420000026 (масло сливочное, молоко сгущенное),
№0375200011420000027 (Овощи и культуры бахчевые,корнеплоды и клубнеплоды),
№ 0375200011420000025 Молочная продукция (йогурт,кефир (простокваша), кефир (простокваша), молоко коровье пастеризованное,
ряженка),
№ 0375200011420000023 (Рыбная продукция),
№ 0375200011420000020 (Мясо и субпродукты);
№ 0375200011420000018 (Фрукты)
№ 0375200011420000017 Колбасы (колбаски) сырокопченые мясные.
 
Победитель. является единственным участником,снижение НМЦК 0%.

4) ГБУ РК  Санаторий для детей и детей с родителями «Смена» г. Евпатория
Заключены контракты на поставку молочной продукции с поставщиком-посредником: масло сливочное поставляется по цене  915,48рублей  (завод 669,55 р/кг).
 
5). ГБУЗ РК«Евпаторийская городская больница»
Заключены контракты на поставку молочной продукции с посредником на 2 845 784,64 р. дороже, чем мог поставить завод-изготовитель.

Нами подготовлены обращения по нарушениям, повлекшим неэффективное расходование бюджетных средств. Необходима объективная оценка со стороны контрольно-надзорных органов, так как безнаказанность порождает вседозволенность.
В частности, в 2020 году при проведении  объединенного конкурса на закупку молочной продукции для нужд детских садов  Симферополя имели место нарушения законодательства, однако контрольно-надзорные органы Республики Крым невнимательно отнеслись к нашим обращениям.
Уполномоченным органом МКУ Департамент муниципального заказа г. Симферополя установлен критерий оценки заявок - наличие благодарственных писем на поставку любых продуктов питания, заключенных с любыми контрагентами. Формальный подход к оценке  (простой пересчет отзывов) позволил ООО «Севпродукт и К» предоставить 2149 благодарственных писем, в т.ч. по контрактам с ИП и ООО, которые не заключались и не исполнялись. В результате ООО «Севпродукт и К», предложившее более высокую цену контрактов  на 4 171 736, 8 рублей определено победителем закупок.
В ходе исполнения контрактов указанным поставщиком, установлены факты поставок фальсифицированной продукции. Данным фактам не дана оценка контрольно-надзорными органами.

При проведении конкурсов в 2021 году установлены аналогичные критерии оценки.
26.02.2021 года ОПР в Республике Крым направлено письмо в администрацию г.Симферополя  о внесении изменений в конкурсные документации по закупкам молочной продукции с учетом Протокола №7 от 25.12.2020 года.
Изменения не внесены.
30.03.2021 года размещены протоколы  подведения уполномоченным органом – МКУ  «Департамент муниципального заказа г. Симферополя» итогов конкурсов с ограниченным участием: победителем закупки с нарушением требований 44-ФЗ определено ООО «Севродукт и К».
При этом предложенная победителем цена выше на  4 559 060 рублей по закупке на поставку молока,  на  6 985 350 рублей по закупке на поставку масла сливочного, на 795 644,06рублей на поставку молочной продукции.
02.04.2021 года ОПР в Республике Крым направлены жалобы по указанным закупкам в Центральный аппарат ФАС России.
07.04.2021 года Уполномоченным органом МКУ Департамент муниципального заказа г. Симферополя отменены первоначальные протоколы подведения итогов конкурсов, поскольку в соответствии с решением ФАС требования конкурсной документации не позволяют выявить лучшие условия исполнения, не соответствуют целям и принципам контрактной системы в сфере закупок (обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок), установленным ст.1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".  
Победителями закупок признаны участники, предложившие лучшие условия исполнения контрактов - производители молочной продукции.
По результатам общественного контроля сэкономлено при проведении трех закупок 12 340 054 рублей.
Уважаемые участники заседания, прошу вас рассматриватьинформацию о выявленных нарушениях не в качестве претензии, а как существующую проблему, для решения которой необходимо объединение наших общих усилий.  Ведь только вместе, сообща мы можем решить любыепроблемы, а они как известно, были есть и будут. При этом не будем забывать, что за каждой страстнойпятницей всегда бывает Пасха».
 
По результатам обсуждения представленных результатов общественного контроля Советом Общественной палаты РК принято решение:

1.Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым, Министерству здравоохранения Республики Крым, Министерству труда и социальной защиты Республики Крым осуществить контроль за выполнением
подведомственными учреждениями при осуществлении закупок пищевой продукции и/или услуги по организации питания рекомендаций п.5 Протокола №7 от 25.12.2020 года заседания Комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Республике Крым.
2. Главам администраций городских округов и муниципальных районов Республики Крым осуществить контроль за выполнением муниципальными дошкольными и общеобразовательными учреждениями при осуществлении закупок пищевой продукции и/или услуги по организации питания рекомендаций п.5 Протокола №7 от 25.12.2020 года заседания Комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Республике Крым.
3. Государственным и муниципальным заказчикам Республики Крым с учетом положений Протокола №7 от 25.12.2020 года заседания Комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Республике Крым, нарушений, выявленных в ходе общественного контроля, правоприменительной практики, с целью минимизации рисков приобретения бюджетными учреждениями фальсифицированной или иной, не соответствующей предъявляемым законом требованиям пищевой продукции, услуги по организации питания, недопущения нарушений законодательства о контрактной системе и обеспечения эффективного расходования бюджетных средств:
при проведении открытых конкурсов и конкурсов с ограниченным участием на поставку пищевой продукции и (или) услуги по организации питания в соответствии с положениями ст. 32 Федерального Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ», Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085,устанавливать показатели оценки по нестоимостному критерию:
- деловая репутация участника закупки, выраженная в наличии у участника закупки дипломов и (или) сертификатов и (или) свидетельств, полученных по результатам участия в региональных и (или) всероссийских конкурсах (программах), в ходе которых осуществлено подтверждение соответствия участника требованиям действующего законодательства в соответствии с объектом закупки;
- опыт участника по успешной поставке товара,выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
4. Рабочей группе Общественной палаты Республики Крым по обеспечению оперативного взаимодействия органов власти и общественности по вопросам противодействия незаконному обороту пищевой продукции и организации здорового питания граждан в Республике Крым продолжить проведение общественного контроля в сфере закупок и поставок пищевой продукции и услуги по организации питания. Подготовить информацию о результатах проведенных мероприятий по итогам 2021 года для направления Главе Республики Крым;
5. Региональному отделению Движения «Объединение потребителей России» в Республике Крым продолжить взаимодействие с государственными и муниципальными заказчиками при проведении общественного контроля, в том числе в соответствии с законодательством о контрактной системе:
при осуществлении закупок и исполнении контрактов на поставки пищевой продукции и /или оказание услуг общественного питания.
6. Министерству внутренней политики, информации и связи Республики Крым оказать содействие Общественной палате Республики Крым в обнародовании на постоянной основе результатов общественного контроля в
средствах массовой информации.