Уважаемые потребители, по Вашим многочисленным просьбам и пожеланиям размещаем статью «Уголок покупателя (в магазине продавца) и регистрация
потребителями обращений в Книге отзывов и предложений».
Уголок покупателя (в магазине продавца) и регистрация потребителями обращений в Книге отзывов и предложений
Если Вам при покупке не выдали расчетный документ, это является нарушением правил торговли и делает проблематичным обращение за защитой своих прав.
Общие правила торговли установлены Порядком осуществления торговой деятельности и правилами торгового обслуживания населения, утвержденными Постановлением КМУ от 15.06.2006 года № 833 (далее Порядок № 833).
Пункт 10 Порядка № 833 требует от субъектов хозяйствования размещения на видном и доступном месте уголка покупателя, который должен содержать:
- сведения о наименовании собственника или уполномоченного им органа;
- Книгу отзывов и предложений;
- адреса и номера телефонов органов, обеспечивающих защиту прав потребителей;
- копии торгового патента, лицензий в соответствии с установленными законодательством требованиями.
Если частный предприниматель зарегистрирован в качестве плательщика НДС, то в уголке покупателя следует разместить и копию Свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость, удостоверенную налоговым органом.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона Украины «О защите прав потребителей» права потребителя защищают: специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей и его территориальные органы, Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации, органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, органы местного самоуправления согласно законодательству, а также суды.
Пунктом 22 Порядка № 833 определено, что вместе с товаром потребителю обязательно выдается расчетный документ установленной формы на полную сумму проведенной операции, удостоверяющий факт покупки товара или предоставления услуги.
В заведении ресторанного хозяйства, в котором обслуживание осуществляют официанты, оплата производиться непосредственно официанту в соответствии со счетом, который выписывается на бланке установленной формы. После расчета официант выдает потребителю расчетный документ (кассовый чек, расчетная квитанция).
Если Вам не выдали расчетный документ, сделайте запись в Книге отзывов и предложений, что будет являться подтверждением нарушения субъектом предпринимательства прав потребителя, а Вам поможет обратиться за защитой своих прав в специально уполномоченные органы исполнительной власти.
Инструкция о Книге отзывов и предложений на предприятиях розничной торговли и общественного питания, утверждена приказом МВЭСторга Украины от 24.06.96 № 349. На титульном листе Книги отзывов и предложений имеются реквизиты «Регистрационный номер» и графа, в которой нужно указать должность ответственного лица органа, зарегистрировавшего Книгу.
Книга регистрируется самим субъектом хозяйствования, который в соответствии с п. 17 Инструкции № 349 обеспечивает Книгами все подотчетные ему предприятия розничной торговли и общественного питания. При этом Книга должна быть пронумерована, прошнурована, а также заверенная подписью руководителя и печатью хозяйствующего субъекта. Поэтому регистрировать Книгу в госорганах не нужно.
Инструкцией № 349 Книга является документом строгой отчетности, а срок хранения полностью заполненной Книги составляет один год.
Отсутствие Книги или несоблюдение порядка её ведения, считается нарушением правил торговли. Так же нарушением является отсутствие или неправильное оформление в торговом объекте уголка покупателя.
Ответственность за такое нарушение предусмотрена ст. 155 КУоАП: СПД первый раз заплатит за нарушение штраф от 1 до 10 необлагаемых минимумов доходов граждан. Повторное нарушение в течение года повлечет штраф в размере от 5 до 27 нмдг.