Кому предъявлять требования по качеству товара, если продавец прекратил свою деятельность?
Если потребителем в течение гарантийного периода в товаре выявлен недостаток, а претензии по качеству предъявить некому (магазин закрылся, или местонахождение продавца неизвестно, или же торговое предприятие официально прекратило свою хозяйственную деятельность), то согласно п. 3 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявлять свои претензии по качеству товара к уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю (это организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющие определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества).
При предъявлении требований о замене на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула) или требование о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов на их исправление потребителем или третьим лицом, то данное требование вправе предъявить изготовителю (это организация независимо от ееорганизационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям), импортеру (это организация независимо оторганизационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.
Вместо предъявления одного из этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы. Согласно абз. 8 п. 2 ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» информация о товаре в обязательном порядке должна содержать, в том числе, информацию об адресе (месте нахождения), фирменном наименовании (наименовании) изготовителя и уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя.
На основании вышеизложенного, потребитель имеет право обращаться с письменной претензией к вышеперечисленным организациям.
В случае же неудовлетворения требований, предусмотренных статьей 18 Закона «О защите прав потребителей», в добровольном порядке, спор может быть разрешен в рамках гражданского судопроизводства.
П.7ст.29 Гражданского кодекса Российской Федерации и п.2 ст.17 Закона «О защите прав потребителей» предусматривают, что иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации,а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, — его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора.