opr-crimea@mail.ru   +7 (978) 846-50-46

Никогда не сдавайся!
Объединение Потребителей России в Республике Крым
Защита социальных и экономических
Защита правовых и юридических
Защита общих интересов участников и общественности.

Несоответствие "витринных" и "кассовых" цен: действия покупателя


Для покупателя ценники являются первым носителем информации, как о полном наименовании товара, так и о его цене. Положениями статьи 495 главы 30 "Купля-продажа" Гражданского кодекса РФ продавцу вменяется в обязанность предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре. Порядок реализации этих общих норм гражданского законодательства прописан в нескольких законах, в том числе в статье 10 Закона о защите прав потребителей и в пункте 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г № 55 (далее Правила).

В частности, в Правилах изложено требование о том, что продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, даты оформления ценника, подписи ответственного лица. Все реквизиты на ценниках должны быть нанесены четко, разборчиво, без исправлений.

Как правило, выбирая товар, покупатель соотносит степень желания приобрести этот товар с его ценой и, удостоверившись, что эти два фактора совпадают, идет к кассе. Но бывают случаи, когда кассир ему сообщает, что цена, указанная на ценнике, на самом деле выше. Причин может быть несколько, но как бы там ни было, ответственность за разницу "витринных" и "кассовых" цен несут работники розничных торговых предприятий.

Что делать покупателю в такой ситуации? Либо купить товар по установленной цене и оправдать нарушение продавцом потребительских прав, либо положить его обратно на полку и уйти, либо добиться продажи по указанной на ценнике цене. Главное - знать свои права и то, что за их нарушение предусмотрена административная ответственность.

Если введенные в кассовые аппараты цены не соответствуют выставленным в торговом зале ценникам и продавец просит покупателя доплатить, то с точки зрения Закона о защите прав потребителей это можно рассматривать как обман потребителя, и в этом случае продавец может быть наказан штрафом. Если обман будет обнаружен уже дома, покупатель может вернуться в магазин и потребовать аннулировать совершенную сделку, то есть вернуть товар, получив обратно его полную стоимость.

В Гражданском кодексе РФ есть такое понятие, как оферта (предложение заключить договор). Выставление товара в месте его продажи с указанием на ценнике его конкретной стоимости считается публичной офертой (ст. 494 ГК РФ), и, следовательно, продавец обязан продать товар покупателю именно по той цене, которая в этой оферте указана.

Статьей 12 Закона о защите прав потребителей предусмотрена ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре, в том числе и о его цене. Если потребителю при заключении договора не предоставлена возможность незамедлительно получить информацию о цене товара, он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. Кроме того, покупатель может потребовать книгу отзывов и предложений и письменный ответ на свое обращение.