Обмен и возврат товаров ненадлежащего качества
Продовольственные товары
Статьей 503 ГК РФ установлено, что в случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой химии и тому подобное), покупатель по своему выбору вправе:
- потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Аналогичное правило содержится в п. 27 Правил продажи отдельных видов товаров (утверждены постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55).
Непродовольственные товары
Ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, потребитель, по своему выбору вправе требовать:
- замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 Закона требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.
Сроки удовлетворения требований потребителя
Требование потребителя |
Срок удовлетворения требования потребителя |
Безвозмездное устранение недостатков: |
в срок, согласованный с потребителем, но не более 45 дней |
Замена товара: |
7 дней (максимум - 1 месяц) |
Возврат денег: |
10 дней |
Уменьшение покупной цены: |
10 дней |
В случае спора о причинах возникновения недостатков в эти же указанные сроки должна быть проведена экспертиза товара.
За нарушения данных сроков потребитель вправе требовать выплаты неустойки в размере 1% от цены товара.
Обмен технически сложных товаров
При обнаружении недостатков технически-сложного товара потребитель имеет право в течение 15 дней со дня передачи ему такого товара предъявить требования:
- замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
По истечении 15 дней указанные требования подлежат удовлетворению только в случаях:
1. обнаружения существенного недостатка товара;
2. нарушения установленным Законом сроков устранения недостатка товара;
3. невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более, чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Таким образом, если приобретенного товара в перечне нет, то требование о возврате денег или обмене товара, вследствие его ненадлежащего качества, потребитель вправе предъявлять в течение всего гарантийного срока. Если же он включен в перечень технически сложных товаров, то только в течение 15 дней со дня передачи потребителю.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ ТОВАРОВ
(утв. Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 №924)
- Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем).
- Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования.
- Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем).
- Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу.
- Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем).
- Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями.
- Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины.
- Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления.
- Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления.
- Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления.
- Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления.
- Холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кофемашины, электрические и комбинированные плиты, электрические и комбинированные духовые шкафы, кондиционеры, электрические водонагреватели с электрическим двигателем и (или) микропроцессорной автоматикой.
Может ли покупатель предъявлять требование о возврате или обмене товара, если у него отсутствует чек, подтверждающий покупку?
Да. Согласно ст. 493 ГК РФ, п. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, а также ст. 493 ГК РФ отсутствие у потребителя документов, подтверждающих факт оплаты товара (кассовый или товарный чеки), не лишает его права ссылаться на свидетельские показания в подтверждение факта и условий покупки, чтобы вернуть уплаченные деньги. Если продавец не примет во внимание такие свидетельские показания, необходимо обратиться в суд. При судебном рассмотрении свидетельские показания будут оцениваться судом.
Может ли продавец при возврате денег за некачественный товар удерживать сумму, на которую изменилась стоимость товара?
Нет. В соответствии с п.27 Правил продажи отдельных видов товаров, при возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за его полного или частичного использования, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.
Какой максимальный срок нахождения товара на гарантийном ремонте? Как рассчитать неустойку при превышении этого срока?
Законом установлен максимальный срок гарантийного ремонта - 45 дней. За нарушение этого срока предусмотрена неустойка - 1% от стоимости товара за каждый день задержки. Считать неустойку необходимо с 46 дня нахождения товара в ремонте и до дня его получения.
Может ли потребитель предъявлять требования о замене товара по истечении гарантийного срока?
Если гарантия на товар закончилась, но с момента покупки не прошло 2-х лет, то законом установлено следующее: необходимо самостоятельно обратиться для проведения независимой экспертизы, в случае положительного заключения, на его основании требовать у продавца замены или возврата товара. Дополнительно потребитель вправе требовать возврата денежных средств, затраченных на экспертизу.