Обязаны ли покупатели при входе в магазин сдавать сумку в камеру хранения?
Несет ли магазин ответственность за сданные вещи покупателей?
Бывают случаи, когда при входе в супермаркет покупателей настойчиво просят сдать личные вещи в камеру хранения, а также вывешивают объявления, что со своими вещами в магазин входить нельзя.
В действительности покупатели не обязаны при входе в магазин сдавать свои личные вещи в камеру хранения. Это дело добровольное.
Согласно п. 21 постановления Кабинета Министров Украины от 15.05.2006г. N 833 «Об утверждении Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания на рынке потребительских товаров» (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением КМУ от 29.06.2011г. N 706) субъект хозяйствования обязан:
- обеспечить доступ потребителей к торговым объектам без сдачи на хранение личных вещей, кроме товаров, реализация которых осуществляется в таких торговых объектах;
- создавать условия для хранения вещей потребителей, в случае, когда вход в торговый объект с товарами, которые реализуются в таких заведениях, запрещен.
Принято считать, что, сдав сумку, потребитель заключает с этим магазином договор о безвозмездном предоставлении услуг по хранению своих вещей. А принуждать Вас к заключению такого договора никто не может. Заставляя сдавать сумки, работники магазина нарушают принцип свободы заключения договора.
Также работники магазинов не должны требовать от покупателей при входе в торговый зал предъявления приобретенных в других предприятиях товаров, а при выходе – проверять правильность чека и осматривать вещи покупателя. Производить осмотр может только сотрудник милиции и лишь в том случае, если покупатель подозревается в краже товара.
Если же работники магазина категорически настаивают на том, чтобы покупатель сдал свои личные вещи в камеру хранения, а иначе не пускают в магазин, то Вы вправе потребовать книгу жалоб и предложений и оставить в ней соответствующую запись с указанием о нарушении прав потребителей.
Кто несет ответственность за утерянные вещи?
Работники магазинов, как правило, говорят, что за вещи, сданные в камеру хранения, они ответственности не несут. На самом деле, если же Вы положили вещи в камеру хранения магазина, администрация супермаркета несет полную ответственность за сохранность ваших вещей, несмотря на наличие объявления об обратном.
Администрация принимает на себя обязанность по сохранности сданных покупателями вещей на хранение. Это подтверждается выдачей покупателю номерного жетона, другого знака, удостоверяющего принятие вещи на хранение (в соответствии со ст. 937 Гражданского кодекса Украины). Фактически Вы заключаете с администрацией супермаркета договор о хранении вещей.
Ответственность магазина в случае утраты или повреждения вещи потребителя предусмотрена статьями 950-951 Гражданского кодекса Украины.
В соответствии со статьей 951 убытки, причиненные поклажедателю утратой (недостачей) или повреждением вещи, возмещаются хранителем:
- в случае утраты (недостачи) вещи - в размере ее стоимости;
- в случае повреждения вещи - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость.
Если вследствие повреждения вещи ее качество изменилось настолько, что она не может быть использована по первоначальному назначению, поклажедатель имеет право отказаться от этой вещи и требовать от хранителя возмещения ее стоимости.
Если администрация супермаркета, в случае повреждения вещей в камере хранения, откажется добровольно возместить причиненный ущерб в полном размере, Вы имеете право обратиться с соответствующим иском в суд.