Общественное питание
Общественное питание - специфический вид торговли. Для нее существенны вопросы, связанные с качеством товара (пищи), и вопросы, связанные с качеством обслуживания потребителя. Здесь могут реализовываться как готовая пища, так и полуфабрикаты.
Предприятия общественного питания имеют право функционировать лишь в том случае, если они удовлетворяют всем требованиям санитарных норм.
При выявлении недостатков в качестве продукции, недовеса или обсчета хозяйствующий субъект, предоставляющий услуги общественного питания по выбору потребителя обязан:
- бесплатно устранить выявленные недостатки;
- уменьшить размер платы за продукцию (услугу);
- без дополнительной оплаты заменить на качественное, отвечающее технологическим требованиям блюдо или изделие (повторно предоставить услугу),
- полностью возместить затраты потребителя, связанные с приобретением некачественной продукции.
Различные типы предприятий общественного питания делятся по типам: фабрики-кухни, фабрики заготовочные, рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные, буфеты, магазины кулинарных изделий, кафетерии, а рестораны и бары - также на классы (первый, высший, люкс).
На предприятиях общественного питания потребителям предоставляется возможность:
- ознакомления с меню, прейскурантом алкогольных напитков, перечнем дополнительных услуг до начала обслуживания;
- проверить меру и вес проданной кулинарной продукции, цены товаров, а также соответствие блюд и услуг требованиям нормативных документов.
В меню, подписанном руководителем и бухгалтером хозяйствующего субъекта, указывается наименование продукции, выход и стоимость одной порции, а в прейскуранте алкогольных напитков - наименование напитка, емкость бутылки, цена за бутылку, за 50 и 100 миллилитров.
Использовать для повторной продажи оставленные с предыдущего дня блюда и напитки категорически запрещается.
В случае, когда продукция может нанести вред жизни или здоровью потребителя, хозяйствующий субъект обязан немедленно прекратить ее реализацию и производство до устранения причин, обуславливающих возможный вред.
Каждая партия продукции общественного питания, которая с разрешения органов санитарно-эпидемиологического надзора реализуется за пределами предприятий в специально установленных местах, должна иметь:
- свидетельство о качестве с указанием: а) наименования предприятия-изготовителя, б) адреса предприятия-изготовителя;
- нормативный документ, в соответствии с которым она изготовлена; дату изготовления, конечный срок реализации;
- массу единицы расфасовки (упаковки);
- документ о цене за единицу расфасовки или веса продукции.
Продажа скоропортящейся кулинарной продукции с машин, лотков и с рук запрещается.
При приеме предварительного заказа на обслуживание хозяйствующий субъект обязан гарантировать исполнение заказа в согласованные сроки.
Устанавливать минимум стоимости заказа и предлагать потребителю обязательный ассортимент продукции запрещается.
Сохранность вещей потребителя в гардеробе помещения общественного питания входит в обязанности хозяйствующего субъекта. Он несет ответственность за их пропажу в соответствии с действующим законодательством.
Книга отзывов и предложений граждан установленного образца должна находиться на видном и доступном для потребителей месте.
Режим работы хозяйствующего субъекта любой формы собственности устанавливается по согласованию с местным органом исполнительной власти и должен строго соблюдаться. Допускается ограничение входа посетителей на предприятия общественного питания с обслуживанием официантами за 30 минут до закрытия, а на предприятиях самообслуживания - за 15 минут до закрытия.