opr-crimea@mail.ru   +7 (978) 846-50-46

Никогда не сдавайся!
Объединение Потребителей России в Республике Крым
Защита социальных и экономических
Защита правовых и юридических
Защита общих интересов участников и общественности.

РОД "Объединение потребителей России" в Республике Крым руководителям муниципальных образований направлено информационное письмо №05-01-17 от 15.01.2018 года для осуществления закупок пищевой продукции образовательными организациями.


Региональным отделением Движения «Объединение потребителей России» в Республике Крым проводятся мероприятия общественного контроля за организацией питания в дошкольных и общеобразовательных организациях Республики Крым.
При проведении общественного контроля за организацией питания в дошкольных и общеобразовательных организациях РК зафиксированы систематические факты нарушений поставщиками требований законодательства,предъявляемых к поставляемой пищевой продукции, поставок фальсифицированной и небезопасной пищевой продукции в учреждения.
В период с 30.01.2017 года по 20.12.2017 года 92 проб молочной продукции, а также мяса говядины, птицы, рыбы, круп, в 46% случаев установлены факты фальсификации.
Статьей 34 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который заключается в составлении и исполнении бюджетов участниками бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий исходя из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Таким образом, оплата продукции, услуг не соответствующих требованиям нормативных документов, признаваемой некачественной и опасной в силу положений ч.2 ст.3 ФЗ-29 "О качестве и безопасности пищевых продуктов", является неэффективным расходом бюджетных средств без достижения требуемого результата.
В связи с этим, сообщаем  следующую информацию.
Закупки продуктов питания осуществляются муниципальными заказчиками в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).
Ст. 24 Закона №44-ФЗ установлены способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Распространенным способом определения поставщика, используемым образовательными организациями, является проведение заказчиками аукционов на поставку продуктов питания. Однако недостатком аукциона является то, что единственный критерий, по которому определяется
победитель – это наименьшая цена, без каких-либо дополнительных требований к поставщику.
По итогам мероприятий общественного контроля установлено,что фальсифицированная пищевая продукция поставлялась в образовательные организации именно по контрактам, заключенным по результатам проведения электронных аукционов.
 В то же время Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р предусмотрено,
что заказчик не обязан проводить электронный аукцион при осуществлении закупок пищевых продуктов, закупаемых для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и оказания услуг общественного питания для указанных учреждений и организаций.
Законом 44-ФЗ для осуществления закупок пищевой продукции предусмотрены также иные конкурентные способы, в частности, конкурс с ограниченным участием, предусматривающий возможность гарантированно определить необходимую квалификацию поставщика путем
установления к нему дополнительных требований.
В соответствии с п.6 приложения №2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг…» дополнительным требованием к участникам закупки услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, в случае если начальная (максимальная) цена заключаемого контракта превышает 500 тыс.рублей, является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе,цена которого не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится конкурс.  Кроме того, в случаях,предусмотренных ст. 72 Закона №44-ФЗ заказчик вправе проводить запрос котировок.
Также на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ заказчик вправе осуществлять закупки пищевой продукции у единственного поставщика.  При этом при проведении общественного контроля по результатам лабораторных исследований не установлено фактов фальсификации пищевой продукции, поставляемой по контрактам, заключенным с единственным поставщиком.
В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Крым от 10.10.2017 года №510 «Об автоматизации закупок малого объема» предусмотрено осуществление закупок малого объема посредством электронной торговой системы. Однако обращаем ваше внимание, что в
соответствии Приложением к указанному Постановлению оказание услуг по организации горячего питания для обучающихся входит в перечень закупок, по которым заказчик имеет право не формировать извещение о проведении закупки в электронной торговой системе, а при приобретении пищевой продукции осуществление закупок малого объёма посредством электронной торговой системы муниципальным заказчикам Республики Крым рекомендовано,но не является обязательным для заказчика.
С целью минимизации рисков приобретения пищевой продукции, не соответствующей предъявляемым законом требованиям, при определении начальной максимальной цены контракта (НМЦК) заказчику необходимо исходить из реальной стоимости приобретаемых товаров, работ услуг с учетом норм статьи 22 Закона № 44-ФЗ, приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 2 октября 2013 года № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».  В частности, направить запросы о предоставлении ценовой информации поставщикам, обладающим положительным опытом поставок соответствующих товаров и услуг, осуществить сбор и анализ
общедоступной ценовой информации с использованием, в том числе данных государственной статистической отчетности о ценах товаров и услуг, а также информации, содержащейся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 При описании объекта закупки (продукты питания) заказчику необходимо подробно указывать качественные характеристики, соответствие поставляемой продукции требованиям нормативных документов, федеральных законов, технических регламентов, санитарных норм и правил для дошкольных и общеобразовательных организаций, в частности, устанавливать соответствие пищевой продукции требованиям:
- Технических регламентов Таможенного союза: 
ТР ТС 021/2011 «О безопасностипищевой продукции»;
технических регламентов наприобретаемую продукцию (например, TP ТС 033/2013 Технический регламент ТС
"О безопасности молока и молочной продукции" в случае приобретения
молока и молочной продукции в случае приобретения молока и молочной продукции, ТР
ТС 034/2013 Технический регламент ТС "О безопасности мяса и мясной
продукции", в случае приобретения мяса и мясной продукции),;
ТР ТС 005/2011 Технический регламентТС "О безопасности упаковки";
ТР ТС 022/2011 Технический регламентТС "Пищевая продукция в части ее маркировки".
- государственных стандартов – ГОСТ.При этом целесообразно осуществлять проверку актуальности таких нормативных
документов, а также конкретизировать требования к соответствию ГОСТ (указывать,
какой именно параметр и в какой степени должен соответствовать тому или иному
стандарту), исходя из потребностей заказчика;
- санитарным нормам и правилам:
СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиеническиетребования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов»;
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическиетребования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций» (указывается для дошкольных образовательных
организаций);
СанПиН 2.4.5.2409-08«Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в
общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего
профессионального образования» (указывается для общеобразовательных учреждений,
учреждений начального и среднего профессионального образования).
- Федеральных Законов, иных нормативных актов, действующих на территории Российской Федерации.  По итогам мероприятий общественного контроля также установлено, что надлежащий входной контроль поступающей пищевой продукции со стороны заказчика, правильность оформления документов о подтверждении соответствия, маркировки пищевой продукции не исключает поступление в учреждение фальсифицированной и небезопасной продукции. В связи с этим, необходимым является включение в контракты положений о проведении экспертизы для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта. Также заказчики вправе принять участие в государственном мониторинге качества и безопасности пищевых продуктов на территории Российской Федерации, в рамках которого лабораторные исследования пищевой продукции проводятся за счет бюджетных средств.
В случае если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару в соответствии с ч.15 ст.95 Закона №44-ФЗ заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр).
В соответствии со ст.83 Закона №44-ФЗ при осуществлении закупки товара, работы или услуги,являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком в одностороннем порядке, заказчик вправе провести запрос  предложений.
Однако возможность одностороннего отказа заказчика от исполнения такого контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта должна непосредственно быть установлена в условиях контракта. Отсутствие такого положения в контракте, а также в дополнительных соглашениях контракта (при их наличии) исключает внесение информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр.
Учитывая изложенное, с целью минимизации рисков приобретения образовательными организациями пищевой продукции, не соответствующей требованиям нормативных документов и условиям контрактов, фальсифицированной пищевой продукции, прошу довести указанную
информацию до муниципальных заказчиков региона для ее использования при проведении закупок пищевой продукции, а также услуг по организации питания.